Посмотрел в окно. А за окном лето 2008 года от рождества Христова. Как же написать так чтобы понятно было - что собственно такого происходило 33 года тому назад?
Подумал и понял, что все равно придется приврать (то есть сочинить), так как, увы, память имеет свойства стираться…
К 1975 году популярность ВИА достигла таких размеров, о которых современный шоу-бизнес плачет по ночам в подушку.
Ну, а Весёлые ребята (к тому времени выпустившие "Любовь - огромная страна") были почти вне конкуренции.
К слову альбом помнится потряс не только содержанием, но и тем, что на обложке были персональные фотографии
героев нашего времени (умышленно не ставлю этот оборот в кавычки).
И вот в городе появляется афиша, сообщающая его жителям, что им предоставляется возможность "вживую" познакомиться с
творчеством ВИА "Веселые ребята" и лауреатом конкурса "Золотой Орфей" - Аллой Пугачевой. Если честно, то для меня Алла
Борисовна была лишь исполнителем "Арлекино". Да и то неслыханное дело показ по ТВ. У страны в то время дел было невпроворот -
целина, космос, БАМ, ВАЗ, КАМАЗ…. Ну победила она в Болгарии, а как собственно должно было быть. Тогда кого-нибудь на такие
мероприятии не посылали. Это теперь в Евровидении участвую все кому не лень, а тогда победителями становились АББА, Марыля Родович...
Не раздумывая, лечу в филармонию за билетами. В кассах ни одного человека. Первая мысль - я опередил всех, но на мою просьбу:
билетик на заключительный, - получаю ответ: "Билетов нет!". В голове фраза Петьки: "Амба, Василий Иванович!".
Но есть билет! на предпоследний концерт (в те времена на гастролях артисты работали несколько дней подряд по три концерта в день -
например в 15-00 , в 18-00 , в 21-00), на балкон. Да безразлично - хоть на крышу…
Всё оставшееся время до концерта хожу предвкушая. Между тем гастроли начались, и те, кто был на первых концертах в восторге…
хотя многие шли только из-за Пугачевой. За день до концерта неприятность - мой кассетник "Весна-205" не воспроизводит, а главное не пишет!
(Сегодня, когда у каждого в каждом кармане по флеш-плееру плюс мобильник - какие проблемы…)
Без паники иду в радиомастерскую и за пять рублей (старшее поколение оценит) в течение получаса мне все приводят в порядок. Ура!
Но вот настал он этот день! Я за два часа до концерта шествую по бульвару на встречу с кумирами.
И вдруг столбенею - маленькая улочка прилегающая к филармонии буквально запружена людьми
(сейчас она по-моему запружена автомобилями). Желающих попасть на концерт явно больше, чем мест в зале.
Когда пробился к дверям, оказалось, что надо еще пройти между двух шеренг милиции (кажется человек по шесть в каждой),
а в конце меня поджидали четыре тетеньки-билетерши. Наконец я на месте, подключаю микрофон, проверяю уровень записи, жду…
Концерт начался неожиданно. Не то, чтобы вдруг. В зале погас свет. На занавес уставились прожектора.
Из темноты голос конферансье сказал, что перед нами выступит вокально-инструментальный ансамбль Веселые ребята….
Где-то за занавесом прозвучал сигнал барабанщика (поэтому я и успел включить магнитофон), и зазвучал марш из кинофильма "Веселые ребята".
До этого слушая ВР часто думал - почему они не поют "Легко на сердце от песни веселой…" и вот пожалуйста спели.
Занавес пошел только со второго куплета и Веселые ребята предстали перед нами во всей своей красе.
По моему в зале никто не ожидал такого вступления. А вы прислушайтесь… да это же настоящий диксиленд.
Обожаю диксиленд. Про голоса солистов и без меня столько уже написано. К тому же в те поры я и не знал кто из них кто.
Ну, Павел Слободкин, ну Леонид Бергер. Это теперь я знаю, что солировал Анатолий Алешин.
Просто его голос невозможно спутать с кем-нибудь. Пишу эти строки, а сам прослушиваю запись.
Да конечно в концертном зале всё было не так. Но тут уж ничего не поделаешь. Попробуйте силой воображения.
Прошло столько лет, а я точно помню, что зал завелся с первой песни. Было такое ощущение - как будто нас подхватил
стремительный горный поток и несет прямо в океан…. А ВР, не давая смолкнуть аплодисментам, уже врубили следующую.
Песня была знакомая по пластинке "Любовь - огромная страна" - Это Москва, но где-то я читал, что песня - про любой город,
думаю очень точное сравнение. Забирает до сих пор.
Третьим номером - "Вечный огонь". Хотя не знаю правильное это название или нет и кто авторы мне неизвестно.
Помню, что песня эта просто придавила притихший и онемевший зал. Я забыл про микрофон, я не осознавал - где нахожусь.
Это абсолютная правда - от этой композиции до сих пор мурашки по спине.
А "…Ребята" работали в режиме non-stop. Они не дали толком поаплодировать залу, как зазвучала "Магистраль".
То же самое - название придумал я сам, потому что и сейчас не знаю, как она называется и авторов естественно.
Песня вроде так называемого гражданского звучания (типа "Мой адрес - Советский Союз" или "Мы строим БАМ"),
а всё ж таки угадываются ритмы "Скорого поезда". Для меня - это ощущение Бесконечности. Не пустоты, а именно Бесконечности…
После этой песни на сцене творилось черте что. Что-то бесшабашное, веселое… . Да они просто дурачились.
А Слободкин сидел за роялем в уголке и просто кайфовал! Другие записи этой песни (Забыть бы) выглядят как-то академично что ли.
Впрочем может быть я и придираюсь со своих старческих теперь позиций. Кстати не знаю была ли эта песня на "виниле".
И вот еще один сюрприз - "Вечная весна", а исполнитель-то Роберт Мушкамбарян. По моему вся женская половина концертного зал просто расплавилась.
Он в белом костюме, весь такой элегантный. А голос… Больше добавить нечего!
А Роберт, как будто чувствуя настроение зала тут же перешел к незнакомой (а для меня до сих пор) песне - "Старый дуб". Я так ее называю,
а где-то внутри хихикаю над двойственность или даже тройственностью названия. В общем если кто-нибудь подскажет - что это было, буду благодарен.
Ах да, забыл на сцене ведь Алла Пугачева. Она собственно и не уходила. "Пашет" с начала концерта как бэк-вокалистка.
А почему собственно как, именно бэк-вокал в поте лица. И в этой песне подыграла Мушкамбаряну. И тут я вспоминаю про магнитофон, внутри всё холодеет…
забыл перевернуть кассету! Нет, есть еще место. К тому же артисты решили передохнуть и на сцене конферансье. И не кто-нибудь,
а Лев Шемелов (жалко не записал).
На сцену "Веселые ребята" возвратились с песней "Отчего". Ну не знаю, что сказать про всем теперь известную песню.
Я ее уже слышал на пластинке "Л-ОС", многие по моему нет. Да просто обалденно они ее спели. Вокал Лермана и Алешин плюс Пугачева старалась изо всех сил.
Наконец-то зал дождался - на сцене осталась Алла Пугачева, а остальные тихо удалились.
За роялем сам Павел Слободкин и кажется Александр Лерман с гитарой. "Посидим, поокаем" - залу понравилось, мне не очень.
Хотя мини-спектакль явно получился.
Пока аплодировали Пугачевой, артисты вернулись и, не дав залу опомниться, грянули "Встречи".
Просто какой-то водопад музыки, а текст какой. Ну, что там говорить Антонов - Дюнин.
Создавалось впечатление - что ВР раскачивали зал как лодку. А можно еще сравнить с рекой: то стремнина с водоворотами, то тихая заводь…
Так и получилось - следующая песня ("Наташка") тихая, спокойная. Из всех исполнений, которые я слышал на мой взгляд (или слух) - это лучшее.
Вроде бы в ВР ее пел еще и Малежик, хорошо пел, но вот это исполнение душевнее что ли. А в середине песни модуляция, помните как у тех же ВР
с Леонидом Бергером в Непросто быть вдвоем. В финале песни всё ж таки ухитрились, развеселили зрителей - из кулис прогарцевали как кони двое
(я даже не заметил кто именно) в "Танце Маленьких Лебедей" под аккомпанемент рояля Слободкина. А песню по моему поет Лерман
(если ошибаюсь пусть специалисты поправят).
Постепенно распелась и Пугачева. Песня, которую я более никогда не слышал и до этого тоже, - маленький сценический шедевр.
Музыканты за спиной Пугачевой устроили что-то вроде кордебалета. Вот назвал я эту песню - "Лодочка плывет" (а ля Мы на лодочке катались).
Публика распоясалась (в смысле раскрепостилась) окончательно и тут вышел Анатолий Алешин…
"У той горы" - не знаю чего писать. Я только переживал - что бы пленка в кассете не закончилася.
Пожалуй единственна композиция исполненная не как на виниле. Даже сейчас слушая эту старую, и по большому счету плохого качества, запись содрогаюсь.
Ведь здесь всё и трагедия и комедия и пародия. Как они всё это совместили уму непостижимо.
Антракт. Идти никуда не хочется. Замечаю, что многие сидят придавленные к креслам.
Проверяю магнитофон, слушаю (чуть-чуть) как записалось. Меняю кассету. Я готов.
Второе отделение. Вышел конферансье и долго нас не утомляя сказал, что на сцену приглашается ВИА "Веселые ребята".
Надо сказать по тем временам выход их ошарашил публику. "Ребятки" переоделись в рубашки (у каждого своего цвета) такие яркие, весенние.
Деловито разошлись по своим местам и началось…
Любовь - огромная страна. Пожалуй теперь - классика жанра. Музыка, текст, вокал - всё на пять с плюсом. И даже те кто пришел на Пугачеву по моему
сидели как ошпаренные. (Кстати пластинку с этим название храню до сих пор как зеницу ока.)
Название следующей песни опять пришлось придумывать самому - Лед между нами. Никогда ни до ни после не слышал.
Думается в тот вечер Лерман и Алешин были явно в ударе, а может по другому они и не могли. Потрясающий вокал.
Я сидел на балконе почти под потолком, но тогда казалось, что над головой только бездонное небо…)
И бац - Mrs. Vandebilt на английском. Восхищает в этой композиции не только вокал Алешина, но и его безупречный английский.
Я давал слушать молодому поколению, знающему толк в английском. Оно (молодое поколение) было потрясено.
Вообще композиция как говорится "Best of the best", но у Paul McCartney & Wings она звучит как-то тяжеловесно,
а у ВР в ней какая-то легкость. Послушайте эти исполнения одно за другим.
На сцене снова Роберт Мушкамбарян. Музыку я распознал (хитрость не велика) - из к/ф "Крестный отец",
но русский текст (если кто знает, подскажите)…. "Поговори со мной" - опять мой название. Своим голосом
(а я бы сказал голосищем) и текстом, конечно, Мушкамбарян заставил старшее поколение (того времени) находящееся в зале вытирать слезы.
Да вообще к этому моменту зрительный зал был просто растерзан…
"Я открываю двери" Мушкамбарян поет уже на чешском. Предлагаю сравнить - Карел Гот пел на русском. Оба исполнения потрясающие.
Черт побери, какие же у нас были вокалисты (ну, Карел Гот конечно не наш). Как там у Лермонтова - "Не то, что нынешнее племя…"
Помнится после концерта я неделю очухаться не мог. А "Веселые…" продолжали нагнетать…. Когда они запели "Мексико", я понял,
что сейчас наступит конец света. К слову еле-еле успел перевернуть кассету. Для меня песня была знакома (Les Humpries Singers),
но то, что выдали "ребятки" было умопомрачительным. Казалось, что концертный зал обрушится. Вроде и песня так себе, а пожалуйста сделали шедевр.
Мне показалось, что они задержались с выходом в конце соло барабанщика, (может быть в буфете - шутка). Но само соло - 11 минут….
Зрители здесь уже не выдержали и режим non-stop был нарушен. Пришлось всем выходить на поклон, а может они и не против передышки были.
Естественно ударника вытолкали вперед. Но когда он повернулся уходить к барабанам… зал обрушился снова - рубашка на спине была темная от пота.
Интересно - кто-нибудь сейчас так на сцене работает!?
"Веселые ребята" заиграли что-то грустное, зал притих, и на сцену вышла Пугачева. Стало ясно - концерт близится к завершению.
"Посреди зимы" - одна из лучших песен у ВР с Пугачевой, хотя может быть я ошибаюсь.
"Арлекино" - это финал концерта. Что тут сказать, все слушали ее многократно. У каждого теперь свое мнение. Для меня - Шлягер! Добавить нечего.
Добавления и исправления конечно возможны. Может кто-то был на том концерте, а я действительно приврал лишнего. Пишите.
1975 - 2008гг S3R-SVA
e-mail: sva-s3r50@mail.ru
P.S. А вот с этой чудо-техники и производилась оцифровка этого концерта "Веселых ребят".
|