Главная О сайте Гостевая Поиск песен Публикации

Группы

Новости

Ссылки

Концертные записи

Минусовки

Видео

Рок-оперы

Сайты ВИА

Программы

О ВИА "Синяя птица" — как пришла любовь

Повествование о вокально-инструментальном ансамбле «Синяя птица» позволю себе начать издалека. В силу своего возраста музыку этого жанра я стал слушать в начале 80-х годов. К тому времени была успешно закончена музыкальная школа-семилетка, а 14-летний возраст уже позволял осмысленно слушать музыку. Первой пластинкой ВИА в моей немногочисленной тогда фонотеке был диск «Самоцветов» какого-то совершенно мохнатого года с песнями «За того парня», «Горлица», «Верба» и т.д. Надо сказать он не произвел на меня совершенно никакого впечатления и был отставлен в самый дальний угол фонотеки до лучших времен.

И вот в местном универмаге за 2 рубля 15 копеек была куплена пластинка ВИА «Синяя птица» - «Моя любовь жива (1981)». Она была прослушана несчетное количество раз и благополучна запилена до непотребного треска. Вместе с этим приходило понимание что это именно моя музыка. С этого времени я стал пристально следить за выходом дисков этого ансамбля. Параллельно были приобретены «пласты» ВИА «Лейся песня» - «Сегодня и вчера» (1982) и ВИА «Самоцветы» - «Путь к сердцу» (1980). Эти диски мне также очень понравились. Это была музыка одного времени – времени моего юношества и становления. Но «Синяя птица» выделялась из понятия «просто нравится».

Я с нетерпением ждал новых пластинок ансамбля и буквально мучил продавцов универмагов вопросами когда же будут новые диски «Синей птицы». Следующий диск – «Синяя птица в Лужниках» созданный «антоновской» рукой также был принят мной «на ура». Удалось даже посетить один из концертов.

Между этими двумя «гигантами» также покупались миньоны – зачастую они были гибкие и совершенно непотребного качества, но это не мешало наслаждаться любимой музыкой. «Юля», «Марья», «Цветные звуки» - всё это просто очаровывало зеленую юношескую душу и заставляло не обращать совершенно никакого внимания на «подколки» сверстников слушавших в то время забугорный музон и «Машину времени». Я это тоже слушал, но добрая, проникновенная музыка ВИА была для меня ближе и роднее. К тому же я всегда очень настороженно относился к иностранной музыке поскольку воспринимал Песню как единое целое из музыки и слов, а в «ихних» песнях понималась только музыка.

Но время шло. А вместе с ним шло и взросление. 1986 год. Перед тем как уйти на 2 года служить Родине был куплен очередной гигант «Синей птицы» - «Подземный переход», который содержал очень сильные вещи, такие как «Дождь за окном», «Здравствуй как ты живешь», «Детство», «День рожденья лета». Но лишь потом, через много лет придет понимание, что это был УЖЕ 1986 год, а музыка «Синей птицы» оставалось всё такой же неизменно-стандартно-хорошей… как будто когда-то была один раз поднята планка на определенную высоту – не выше и не ниже – а на «самом оно» и которая не падает через годы. Тогда я воспринимал музыку совершенно некритично в плане анализа – воспринимал на каком-то подсознательном уровне «нравится-не нравится».

А потом была армия. М совсем другая жизнь и другая музыка по приходу из нее. Было полное обалдевание от услышанной накануне дембеля «Владимирской Руси» «Черного кофе»… Были глотки отравленной (как потом оказалось) свободы примитивного русского рокерства, самопальные косухи проклепанные вручную заклепками из галантерейного магазина… Окончание института. Первая работа.

И 1996 год. У тому времени я уже совершенно не слушал никакие ВИА. Но каким-то шестым (или седьмым, а может и восьмым) чувством учуял ветер ностальгии. Но какое я, к тому времени 30 летний человек, имел право на ностальгию !? Никакого ! Как потом я сделал для себя открытие – то что я слышал из ВИА-эпохи была лишь малая, ничтожная толика ее среднепозднего периода. Появился Интернет. Появились воистину неограниченные возможности общения и обмена информацией. И как-то раз, все-таки решив немного понять что же это за ностальгия такая, я вспомнил про «Синюю птицу». Наверное это произошло еще и потому, что к тому времени русский рок стал надоедать своим примитивом, а в принципы его «свободы» я уже не верил – поумнел наверное.

И вот однажды, набирая в поисковике «Синяя птица» я наткнулся на один сайт.. На черном фоне была скромная надпись «ВИА-60-70-80». Я к тому времени вообще не знал что ВИА были даже в 60-х ! Этот сайт сразу же был положен в «закладки», а я не переставал обалдевать от количества ансамблей, перечисленный на этом сайте. Помимо этого здесь же лежало немало песен. Вот ведь на какой клад я нарвался – потирая руки думал я, и принялся качать все подряд (благо работая системным администратором интернет-трафика у меня было навалом). Я окунулся совершенно в неведомый мне доселе мир… То, что я слышал из ВИА было лишь жалким островком среди моря совершенно неповторимой музыки. А я наивный думал что знаю и слышал из ВИА всё ! Смешно !

Все чаще и чаще мои воспоминания возвращали меня в те юные годы моей любви к одному ансамблю – «Синей птицы». Вертушка и катушечный магнитофон дома к тому времени приказали долго жить – уже были другие носители. На горбушке были куплены кассеты «Синей птицы» - «Ты мне не снишься» и "Белый теплоход» на которых все песни были перепутаны хронологически (то есть не соответствовали вышедшим когда-то пластинкам), и голос Сергея Дроздова в магнитоле в машине по дороге на работу и домой не смолкал ни на минуту. Видимо вот так возвращается старая любовь. Неожиданно.. после того как многое увидено и услышано… и душа хочет того, первого тепла, на котором она росла.. которое было самым живительным и чистым….хочет туда, где мировосприятие еще не замарано жестокой и низменной жизнью.. Каждый мой рабочий день года так с 1996 начинался с посещения этого ВИА-сайта. Он стал для меня родным. Некоторые ставили в упрек его Создателю примитивность дизафна и т.д. Мне на это было совершенно плевать. На нем я обрел и продолжал обретать нечто такое, что помогало жить.. жить среди всё более усиливающейся музыкальной пустоты, среди торжества убожества и примитива.

Постепенно, обрастая мп3-файлами,и уже слушая ВИА-музыку критически и аналитически, я постепенно понимал, что это моя гавань, что тут надо бросать якорь. На этом островке. Среди бумажных корабликов современно попсы и мрачноватых но зачастую пустых внутри скал «свободного» рока.

И якорь был брошен. Количество мп3-файлов с ВИА-песнями позволило сначать создание фонотеки, а вместе с тем и детального анализа услышанного. Поначалу я решил «припасть к корням» - нашел все что можно об отцах жанра – «Поющих гитарах». Услышав их песни, сразу пришло понимание насколько они крутые, и песен 10 из их репертуала навсегда вошли в мой «золотой фонд». Но всё-таки это был «не мой» ВИА. И вокал, и манера исполнения – всё это было несколько далековато от меня – и это естественно – я не жил в эпоху Мулермана и Ободзинского – и наверное никогда не пойму полностью этой музыки.. Ну и конечно же я сразу «копнул» раннюю «Синюю птицу». Это было волнение – что же я услышу у них из первого, из раннего ! И услышал ! И не было разочарования ! А было подтверждение. Подтверждения того, что он был и остается родным мне несмотря на мою многолетнюю «измену». Н я же вернулся !

Были услышаны «Слова», «Только море», «Ты мне не снишься», «Первая любовь моя», «Мамина пластинка» «Нелетная погода». На время остальная музыка для меня умерла. Ведь столько нового ! Столько неуслышанного, тольком непрослушанного есть у моего любимого ВИА ! А я-то дурачок наивный лез куда-то в рок, нагонял эту напыщенную псевдозлость, отпускал волосы до плечь… Зачем ? Но теперь передо мной открывалось необъятное поле.. Поле любимой музыки. И я догадывался сколько у меня еще впереди неизведанных мест моего ВИА-Острова…

Было решено «рубить весь пласт» - то есть попытаться услышать всё, что касается эпохи ВИА и работа закипела. Ранние «Самоцветы» произвели впечатление своей битовостью. А вто что интересно – этот стиль как-то сразу лег на душу, хотя его расцвет пришелся раньше моего «созревания». Ранняя «Лейся песня» также понравилась сразу же. Некоторое озорство этого коллектива – эта его фишка – пришлись по кайфу. А такие песни, как «Кто тебе сказал», «Я вижу тебя», «Вот увидишь», «Наше лето», «Троллейбус», как говорится, «запали».

Со временем я познавал для себя всё новое и новое в этом жанре. И мне казалось, что этот живительный кладезь неисчерпаем. Были в большом количестве прослушаны «Песняры» и «Ариэль» - совершенно уникальные ансамбли, стоящие особняком, музыка которых заставляет (в хорошем смысле этого слова) не забывать о своих славянских корнях, о том, что мы – великоросы малоросы и белоросы – едины. В то время я тоже слышал отдельные песни этих ВИА но как-то не придавал им значения в силу опять же своей юности.

На пороге уже ломился в дверь 21-век. Компьютеры и высокие технологии рвались всё выше и выше, почти уничтожив живую музыку. А «Синяя птица» оставалось почему-то любимой. К этому времени были найдены и переслушаны почти все песни ансамбля, которые удалось «нарыть» в разных местах, в том числе и последний альбом «Белый причал» (1988). Создавалось впечатление, что ансамбль прожив на сцене без малого 15 лет оставался таким же как и родился – неизменным по творчеству, манере исполнения и качеству. Кто-то высоколобо скажет что это мол топтание на месте и что мол без развития всё умирает – его я вежливо пошлю на… на сайт ВИА-ансамблей – пусть послушает и сам решит кто раньше а кто позже умер. «Синяя птица» оставалась до конча своих дней именно ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ не флюгеруя в угоду ветрам. И если меня спросят – что же такое ВИА-эпоха – я коротко отвечу – это «Синяя птица» - послушайте этот стандарт и поймёте (при этом я не хочу обидеть поклонников других коллективов – хочу лишь мягко указать что их любимцы как только запахло жареным стали метаться от рока к попу и в итоге бесславно оказались в попе).

Но сколько не живи – а смерть настигнет каждого – будь-то человек или коллектив. Физическая или творческая. Как это ни прискорбно.

«Синяя птица» умерла красиво. Умерла, не выпуская из своих рук-крыльев тот один из тех ростков, которые явили на свет этот прекрасный жанр. Умерла сохранив этот росток первозданным, не позволила превратить его в гнилое дерево от которого впопыхах к концу 80-х стали отпиливать сучья и кидать в костры рока или попа тщетно надеясь согреться и продлить свою агонию.

Если внимательно посмотреть на небо, то там, среди облаков можно различить очертания огромных прозрачных крыльев. Птица продолжает свой полет излучая на нас каждым взмахом ту энергию добра, любви, легкой грусти. Мы продолжаем слышать бархат неповторимого голоса, плачь скрипки «У Никитских ворот» и при «Нелетной погоде», искренность и неподдельность персонажей возле «крутого бережка»…Всё также роняет листья нестареющий «Клен» и кажется, что он не облетит никогда.. Продолжает поскрипывая на стареньком грамофоне крутиться «Мамина пластинка», а мы стоим рядом и не может оторваться очарованные двухголосием.. и «дни пролетают синею птицей».

Полёт этот далек от земли. Но и на достаточном чтобы не обжечься и не сгореть расстоянии до солнца. На той высоте, куда когда-то в далеких 70-х мастерством создателей и музыкантов была поднята планка творчества. И которая никогда не опускалась.



Все публикации













© OlegUd
2007