ВИА "Поющие гитары"
год создания - 1966 руководитель - Анатолий Васильев
|
Ленинград. "Ленконцерт".
Вокально-инструментальный ансамбль "Поющие гитары" - первый исполнитель биг-бит и рок-музыки на советской профессиональной сцене, ансамбль,
давший название популярному песенному жанру "ВИА".
Основатель и руководитель коллектива - Анатолий Николаевич Васильев. Для того чтобы создать собственный музыкальный проект - эстрадный ансамбль типа популярного
тогда итальянского вокально-инструментального квартета "Marino Marini", весной 1966 Васильев уходит из ансамбля "Дружба".
В ансамбль должны были войти две гитары, электроорган и ритм секция - бас-гитара и ударные. Будущих участников группы Васильев собирал из выпускников ленинградских
музыкальных училищ и самодеятельных музыкантов. Но обстоятельства сложились так, что популярный эстрадный певец Анатолий Ковалев, которого А.Васильев пригласил для
участия в новом коллективе, в последний момент отказался уйти из ансамбля "Дружба". Тогда Васильев с остальными близкими ему по духу музыкантами уехал на берег
Черного моря на турбазу. Там, за стол и дом, они по вечерам играли на танцах для отдыхающих, а целые дни репетировали непривычную и по тем временам новую в нашей
стране музыку с гитарным ритмом "биг-бит". Музыканты, молодые поклонники "Beatles", "Shadows" и "Ventures", учились слаженно петь и играть сложные гитарные партии.
5 ноября 1966 поющие гитаристы представили свою новую программу на одной из молодежных площадок Ленинграда - в Военно-механическом Институте.
Сгоревшая во время выступления аппаратура, кричащий и гикающий молодняк... Кое-как концерт доиграли. Однако свежесть аранжировок, звучание электрогитар,
электрооргана, новизна репертуара были явным плюсом нового коллектива, и этот первый провал не разуверил музыкантов, показал, что они на верном пути.
Доработав программу и аппаратуру, новый коллектив, получивший как-то само собой, совершенно естественным путем название "Поющие гитары", сдал эту программу
Художественному Совету и с декабря 1966 начал профессиональную работу в Ленконцерте.
Программа "Поющих гитар" на том первом этапе состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и т. п.),
сделанных Васильевым, песен разных авторов, а также песен "Beatles" и других хитов бит-музыки, а сильными сторонами ансамбля были эффектное вокальное многоголосие
и остроумная театрализация многих песен. Песни советских авторов: А.Островского, А.Колкера, М.Таривердиева, А.Бабаджаняна впервые зазвучали с эстрады в аранжировке
для инструментального гитарного состава. Так советская песня на эстраде не исполнялась еще никогда. Изменилось сценическое поведение артистов, мизансцены.
Привычное ансамблевое пение "плечом к плечу" с одним микрофоном сменилось свободной расстановкой участников - каждый имел свой микрофон, что придавало особую
динамику исполнению.
Подбор молодежного репертуара составлял огромную проблему. Союз композиторов о зарождении нового эстрадного жанра в конце 60-х мог и не подозревать.
Каким-то Постановлением количество авторских работ, то есть песен, написанных участниками ансамбля, для исполнения на концертах было ограничено.
Музыкантам ансамбля приходилось адаптироваться - хитрить, делать свои аранжировки на песни советских композиторов, подправлять гармонию... Рассказывают, что один
композитор даже не узнал своих сочинений в исполнении "Поющих гитар", но остался вполне доволен - ребята сделали конфетку.
Первые полтора года шло интенсивное формирование репертуара ВИА и его состава, росла его популярность, известность. Пришли А.Федоров, В.Ступаченко, появился свой
профессиональный инженер - звукотехник, он же трубач, Эдгард Берштейн. В 1968 московская фирма "Мелодия" выпустила первую пластинку ансамбля - фактически первый
артефакт отечественной бит-музыки, где "Поющие гитары" предстали не столько как "поющие", сколько как "играющие": ее основу составили инструментальные пьесы
Васильева в манере "Shadows" и "Ventures" и несколько вокальных номеров, в том числе их первый хит "Сумерки".
В 1969 из аккомпанирующего ансамбля Виктора Вуячича в "Поющие Гитары" пригласили клавишника и певца Юрия Антонова. Антонов в близкой по духу среде музыкантов
ансамбля быстро проявил себя как композитор - "О добрых молодцах", "Если ты любишь", "Стой, не стреляй солдат", "Аэропорт", "Стефания Сандрелли",- эти песни сразу
обрели всесоюзную известность. Первая работа Антонова в ансамбле как певца - это венгерская песня "Люди встречаются". Но, к сожалению, уже в начале 1970 из-за
проблем с руководством Ленконцерта Антонов вынужден был уйти из ансамбля. Последнюю свою песню,написанную в ансамле, Юрий Антонов на прощание подарил Евгению
Броневицкому. Это был нотный листочек со строчкой мелодии и гармонией под нотами. Евгению песня очень понравилась, на одном дыхании он сделал оркестровку,
сочинил красивейшее гитарное соло... В песне было два куплета слов, третий дописал питерский гитарист Михаил Беляков. Так вышел национальный суперхит -
"Нет тебя прекрасней", гениальная работа композитора Юрия Антонова.
С 70-го года, с приходом в коллектив новых профессиональных музыкантов - Григория Клемица, Юрия Соколова, Юрия Иваненко и Василия Борисова,- начался самый
продуктивный период в работе ансамбля, продолжительные гастроли по стране и за рубежом, концерты в больших престижных залах Ленинграда и Москвы,
записи на телевидении. Попытки давления и контроля за репертуаром продолжались. Одно время ансамблю запретили сольные выступления, понизили концертную ставку,
филармонические чиновники боялись потерять кресло, но выступления ансамбля делали кассовый план, и это оправдывало для чиновников любой риск.
В сущности, тогда "Поющие гитары" дали образец того, как элементы рок - и поп-музыки могут быть использованы в аранжировках традиционного песенного материала.
Коллектив создал универсальную формулу для тысяч советских ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов.
Весной 1975 года, когда "Поющие гитары" были на гребне популярности, Анатолий Васильев неожиданно решился на уникальный эксперимент. Рок-опера.
Коллектив был развернут на 180 градусов, начались репетиции, прогоны, тяжелейший для ансамбля период езды в незнаемое, ведь опыта подобных постановок в стране
еще не существовало. Не существовало и законченного варианта музыки спектакля, вокальные и инструментальные аранжировки делались буквально на ходу,
неизбежные переделки и подгонки музыкального, сценического, постановочного материала, всю ту суматоху, суету и неразбериху, которые всегда сопутствуют новому делу,
коллектив выносил стоически. И работал концерты, чтобы не умереть от голода. Летом на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории состоялась премьера
рок-оперы "Орфей и Эвридика"с Ириной Понаровской и Альбертом Ассадулиным в главных ролях. Опера получила европейский диплом лучшего спектакля года. Но...
Такое изменение творческого направления ансамбля стало причиной прекращения концертной деятельности и скорого распада концертного коллектива и ухода всех
его музыкантов.
В 1997 году произошло событие - через 30 лет участники ансамбля собрались для создания юбилейной программы. Зрительный зал Петербургского "Гигант-холла"
не смог вместить всех желающих. На аренду любой площадки нужны деньги, и немалые, но художественный руководитель "Гигант-Холла", народный артист России Григорий
Баскин в течение многих лет в качестве ведущего колесил по стране с "Поющими Гитарами", поэтому вопрос с площадкой и рекламой решился как бы сам собой.
Григорий Клеймиц, восстановил десяток, наверное, самых больших хитов "Поющих Гитар". Сказать, что музыканты волновались, значит ничего не сказать.
Ведь позади 22 года врозь, по существу, целая жизнь. Но страхи оказались напрасными, вечер вылился в настоящий триумф, собрались, конечно,
самые "бешеные" поклонники "Поющих Гитар", после этого успеха уже невозможно было разойтись снова по своим квартирам, местам работы, по своим углам.
Стало ясно, что "Поющие Гитары" нужны людям, что у них есть любящий, "сумасшедший" зритель, что их помнят и со сцены не отпустят...
Так возникло решение о продолжении выступлений "Поющих гитар". Весной 1997 ансамбль возродился и выступает с неизменным успехом, собирая полные залы в городах
России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Причём на концерты "Поющих" приходят не только те, для кого 'Песня о добрых молодцах" или "Толстый Карлсон,
смешной чудак... " - воспоминание о далёкой молодости, но и совсем юные зрители.
|
Дискография
|
Фотогалерея
|
Минусовки
|
Видео
|
Телеконцерты и фильмы
|
Публикации
|
Концертные записи
|
Рок-оперы
|
Тексты песен
|
Музыкальний ринг
|
Афиши
|
Сайт
|
|
Сборник нот 04 (две части)
Сборник нот 06
Сборник нот 07
Сборник нот 08
Сборник нот 09 (две части) Сборник нот 10
Сборник нот 12
Сборник нот 14
Сборник нот 15
Сборник нот 16
Сборник нот 17
Сборник нот 18
|
Сборник нот 19
Сборник нот 21
Сборник нот 22
Сборник нот 23
Сборник нот 24
Сборник нот 25
Сборник нот 26
Сборник нот 27
Сборник нот 28
Сборник нот 29
Сборник нот 30
|
|
10 дней(Э.Кузинер-М.Рябинин)
10 дней(Э.Кузинер-М.Рябинин)
|
Eat at home(P.McCartney)
|
А я пою(А.Морозов-К.Рыжов)
Аленушка(Б.Воронин-М.Владимов)
Анкета(инстр)(А.Колкер)
Апачи(инстр)(J.Lordan,обр.А.Васильева)
Аэропорт(Ю.Антонов-Р.Цомук)
|
Баллада о красном всаднике (Я.Дубравин-О.Рябоконь)
Бочка вина(А.Третьяков)
|
Вероятно (Я.Дубравин,Д.Запольский-И.Резник)
Веселый ветер (И.Дунаевский-В.Лебедев-Кумач)
Весенняя история(Э.Кузинер-М.Рябинин)
Весна(А.Аршанский)
Вечерний город(инстр)(М.Таривердиев)
Восток(Г.Гастон,р.т.А.Азизова)
Вот мчится тройка почтовая (р.н.п.,обр.А.Васильева)
Вот это погода(А.Морозов-Л.Маграчев)
Все на земле придумано не зря (В.Плешак-М.Сафонов)
|
Где моя смелость(Ю.Антонов-А.Азизов)
Гиндза лайтс(инстр)
Гордая песня(Н.Мартынов-Л.Куклин)
|
Да и нет(с М.Пахоменко) (А.Колкер-К.Рыжов)
Дарю тебе я Родину(А.Морозов-Г.Горбовский)
До тебя два шага(Э.Кузинер-В.Гин)
Девушка(П.Маккартни,Дж.Леннон)
Джулия(Дмитров-В.Гин)
Дороги(А.Новиков-Л.Ошанин)
Дорогой длинною (Б.Фомин-К.Подревский)
Другое поколение (Песня о новом поколении) (М.Таривердиев-Л.Ашкенази)
Духовые оркестры (U.Rzeczkowska-J.Stanislawski,р.т.С.Новожилова)
|
Если любишь ты(Ю.Антонов-Л.Дербенёв)
Еще не раз
|
Жил один парень (F.Migliacci-M.Lusini,пер.Т.Сашко)
|
За день до рождества(А.Аршанский)
За морем(В.Кочегуро-С.Есенин)
Заблудились вдвоем
|
Индейская резервация (J.Loudermilk,р.т.Я.Голякова)
|
Когда умирают травы (А.Журбин - В.Хлебников)
|
Лебедь (конц.)
Ленинград(Juwens/Deane/ C.Lemesle/R.Dassin, обр.А.Васильева,р.т.Я.Голякова)
Лунный берег(В.Ермолин)
Люблю(Я.Дубравин-В.Гин)
Люблю(Я.Дубравин-В.Гин)
Люди встречаются (V.Havasi/I.S.Nagy,р.т.О.Жукова)
|
Мама Лу(L.Hamfri-S.Grendi)
Маятник(А.Журбин-Ю.Димитрин)
Моя вина(А.Морозов-Ю.Бобров)
Мужская дружба(В.Кочегуро-И.Бедных)
Мы расстались(молдавская н.п.)
|
На Московском вокзале (А.Грызлов-И.Бедных)
Не ломай черемухи (А.Морозов-В.Харитонов)
Неприметная красота (А.Морозов-М.Рябинин)
Неприметная красота (А.Морозов-М.Рябинин)
Нет тебя прекрасней (Ю.Антонов-А.Азизов,М.Беляков)
Ничего(И.Крестовский-Д.Панфилов)
Ноктюрн(М.Таривердиев)
|
О добрых молодцах(Ю.Антонов-О.Жуков)
|
Паруса("Tremeloes")
Песенка велосипедистов (Pace/Panzer/Pilat/Callander,р.т.П.Ватника)
Песня деревенского почтальона (A.Zelinski/L.A.Moczulski,р.т.М.Ромма)
Песня-это главное, друзья (Я.Дубравин-С.Фогельсон)
Печаль-беда(Е.Филиппов-И.Резникова)
Печальная(А.Колкер-К.Рыжов)
Полюшко-поле(Л.Книппер-В.Гусев)
Поющие гитары(В.Кочегуро)
Прекрасное воскресенье (D.Boone/R.McQueen, р.т.М.Белякова)
Проводы(А.Колкер-К.Рыжов)
Птицы()
Пятьдесят(А.Кондаков-автор неизв.)
|
Родина(В.Кочегуро-С.Есенин)
Рок-н-ролл жив(В.Кочегуро-В.Васильев)
Романс(А.Колкер-К.Рыжов)
Романс(нов)(А.Колкер-К.Рыжов)
Россия(А.Колкер-К.Рыжов)
Рыжая(неизв.)
|
Саласпилс (А.Тимошенко,Э.Кузинер-Я.Голяков)
Свет твоих глаз
Синяя песня (H.Hunter/J.Keller,р.т.А.Азизова)
Синяя песня(нов) (H.Hunter/J.Keller,р.т.А.Азизова)
Синяя птица(инстр) (N.Paramor,обр.А.Васильева)
Смуглянка(А.Новиков-Я.Шведов)
Соловей(чилийская н.п.-р.т.Я.Голякова)
Старый сад(А.Третьяков-Ю.Поройков)
Степь(р.н.п.-И.Суриков)
Стой, не стреляй, солдат (Ю.Антонов-О.Жуков)
Суббота(Поющие гитары)
Сумерки (инструментал)
Сумерки(А.Васильев-К.Рыжов)
Сумерки(А.Васильев-К.Рыжов)
Сюрприз(инстр)(обр.А.Васильева)
|
Тачанка(К.Листов-М.Рудерман)
Тихо течет Неман (литовская н.п.,обр.А.Паулавичюса)
Толстый Карлсон(J.Christie,р.т.И.Резника)
Толстый Карлсон(нов) (J.Christie,р.т.И.Резника)
Тонкая рябина(р.н.п.-И.Суриков)
Тореро(инстр)(обр.А.Васильева)
Торопись(Я.Дубравин-М.Ромм)
Три минуты до смерти (Pascal Danel,р.т.П.Ватника)
Ты мне откройся (Я.Дубравин-М.Рябинин)
Ты уходишь, как поезд (М.Таривердиев-Е.Евтушенко)
|
Хочешь(В.Кочегуро-М.Давыдова)
|
Цыганочка(инстр)(M.Carr,обр.А.Васильева)
|
Частушки (нар.-И.Резник,К.Григорьев,Ю.Погорельский)
|
|